Я не ищу идеи – они просто набрасываются на меня!
Начало читайте тут - Часть 1. Как начинался творческий путь (и чем он продолжился). Открытие студии, продвижение и развитие
- Расскажите про ваш стиль в акварели. У вас очень живые и контрастные картины.
Технически к тому, чтобы это смотрелось хорошо, я, конечно, не сразу пришла. Я постоянно продолжаю учиться, посещаю курсы и мастер-классы. А некоторая смелость в рисовании мне всегда нравилась, также как и некоторая непредсказуемость акварели. В масляной живописи ты контролируешь весь процесс. С точки зрения конечного результата - это хорошо, но и накладывает некоторую ответственность. А в акварели ты можешь что-то намешать, мазнуть, и она уже начала жить сама: растеклась куда-то, изменилась и всё!
И на своих уроках я всегда пытаюсь объяснить людям эту магию: акварель сама может сделать то, что вы кисточкой никогда не сделаете. И, таким образом, мы учимся и в жизни отпускать некоторые ситуации и принимать тот факт, что не все зависит от нас, и это, может быть, даже к лучшему.
- Как у вас происходит процесс рисования?
Я всегда стараюсь сначала спланировать будущую картину, нарисовать предварительный набросок, расположить контрастные места, продумать последовательность действий. Это логическая часть. Когда набросок готов, мозг нужно выключить. Для этого я включаю музыку и уже свободно, опираясь на свой скетч, начинаю творить. Плюс краски в тюбиках создают тоже свою атмосферу: они такие густые и сочные.
- Как вы оставляете белые блики на картинах?
Ну, для этого и делается предварительный набросок, чтобы понять, где их нужно оставить. Хотя, бывают такие мелкие белые детали, которые просто бессмысленно пытаться оставить не закрашенными: например, мачты кораблей или снег в воздухе. Такие детали я делаю белой гуашью или белой акварельной краской.
Иногда могу подмешать белую акварель к цветной, чтобы получить краску более густой консистенции - такая краска не расползается по бумаге. Например, я хочу нарисовать светлое небо. Если я замешаю краску с водой и положу её на мокрую бумагу, то все расплывется и будет неподконтрольно. Если же вместо того, чтобы разбавлять краску водой, я добавляю белую акварель, цвет будет тоже светлый, но по консистенции уже более густой. И даже по мокрой бумаге краска уже так сильно не растечется.
Также, чтобы сделать блик, можно убрать краску салфеткой или чистой кистью, пока картина еще сырая. Маскировочной жидкостью почти не пользуюсь – мне не нравится, что нужно ждать, пока она высохнет. А я очень нетерпеливый человек (смеется)! Пока будет сохнуть, я пойду пить чай и потом к работе не вернусь.
Какие художественные материалы вы используете?
В акварели самое главное – это бумага. Кисти и краски имеют значение, но не такое большое. От бумаги во многом зависит конечный результат. Лучше всего 100% хлопок, плотностью 300 гр/м2. Моя любимая бумага - Canson Moulin Du Roy. Она бывает в склейках и в больших листах.
Акварель обожаю в тюбиках. Даже с помощью трех базовых цветов (желтый, синий, красный) можно создать полноценную картину! У меня есть очень разные бренды: Van Gogh, Schminke, Rembrandt, Winsor&Newton. Есть еще коробка акварели «Белые ночи» от завода Невская Палитра, но она мне не очень нравится. Акварель в тюбиках яркая и густая, а из кювет сложно добыть краску нормальной густоты. Для этого их нужно сначала размочить. Большинство начинающих художников совершают ошибку, не размачивая предварительно свои кюветки с красками. Если в сухую краску залезть пусть даже мокрой кистью, яркий цвет не получить.
Люблю класть краски ярко и густо, ведь в картине обязательно должны быть контрасты. Белый свет на картине будет светиться, только если рядом будет что-то темное.
Если краска из тюбика засохла на палитре, то её без проблем можно потом размочить водой и продолжить рисовать. Я размачиваю краски из маленького пульверизатора. Вода идет под давлением и распределяется более равномерно. Также можно с его помощью подмачивать бумагу и делать различные эффекты. Например, вы делаете темную заливку фона, ждете, пока краска чуть впитается, но еще не высохнет совсем, и брызгаете на нее из пульверизатора. У вас получится очень интересный эффект мерцания. Такой маленький спецэффект (смеется)!
Кисти у меня есть совершенно разные. Большой плоский флейц из козы для смачивания бумаги. Большая беличья кисть, можно не чистую белку, а имитацию (Roubloff Squirrel Imitation). Они вполне хороши для больших и плавных заливок. Небольшие кисти из синтетики или колонка – они не такие мягкие, как белка, и ими можно брать краску более густо. Для деталей я использую кисть-линер от Roubloff. У нее длинный синтетический ворс, и ею удобно рисовать провода и веточки, например. Если держать её за кончик, то вы не сможете абсолютно контролировать движение. В этом и есть вся прелесть. Когда вы рисуете веточки, например, они получаются более естественные.
Также одна из хитростей – это мастихин. Пока заливка влажная, им можно процарапать какие-то детальки, которые нужно оставить светлыми. Например, мы рисуем кафе с белыми столиками на темном фоне. Эти белые столики красиво не обвести кисточкой, а маскировочная жидкость может лечь достаточно грубо. Здесь-то и помогает мастихин. Если под руками нет мастихина, можно использовать кредитную карточку. Для брызг использую кисть или зубную щетку.
- Что вас вдохновляет на творчество? Где ищете идеи для своих картин?
Да я идеи и не ищу – они просто набрасываются на меня! Обычно есть две проблемы: либо ты знаешь, что хочешь нарисовать, но не знаешь, как; либо ты знаешь, как нарисовать, но не знаешь, что. Первая проблема решается обучением, а вторая – предварительной подготовкой. То есть, когда мы не рисуем, мы все равно находимся в режиме поиска и сбора информации. У меня, например, есть папка на компьютере и в телефоне, куда я собираю понравившиеся мне картинки и фотографии.
Как только пришла идея, главное – не затягивать. Если дать идее быструю реализацию, то она в благодарность начнет тянуть за собой следующую и следующую идеи. Когда идеи уже понимают, что ты их осуществишь, они с удовольствием к тебе приходят.
- Сколько времени вы тратите на одну картину?
Я очень нетерпеливый человек, и если что-то занимает много времени, есть большая вероятность, что я это не закончу. У меня лежит целое кладбище картин, которые я просто не закончила вовремя, и теперь они мне не интересны.
Люблю рисовать акварель за один раз. В среднем это где-то три часа от начала до конца, включая подготовительный скетч и перерыв на чай. Подготовительный грубый скетч я рисую всегда. Иначе буду нервничать. Скетч - это как план моих действий: можно увидеть свои ошибки и не допустить их на картине.
-Бывает ли, что вам не хочется рисовать?
Бывает. Когда я много рисую, например, в рамках мастер-классов, то потом несколько дней совсем не хочется рисовать. Тогда я могу переключиться на занятия фотографией. Однако, в любом деле важна дисциплина - нельзя сидеть и ждать вдохновения. Аппетит приходит во время еды.
- Есть ли какой-то художественный секрет?
Я всегда слушаю музыку, когда рисую. Музыка как будто входит в картину через меня. Самые лучшие свои работы я рисую как будто в легком сне, настолько музыка погружает меня в творческий процесс и отводит сознание немного на задний план. В музыкальной подборке у меня есть совершенно разные композиции, в основном заводные и энергичные!
- Что вы делаете с неудавшимися работами?
Собираю их и выбрасываю! Было у меня пара таких крупных походов к мусорке (смеется)! В акварели сложно что-то исправить – нужно все переделывать заново. Но чаще всего, если кажется, что не удалось, значит, ты еще не закончил. Всегда есть такой момент в процессе создания картины, где-то на 2/3 пути, когда кажется, что все ужасно и нужно срочно все это выбросить и вообще больше к кистям не притрагиваться (смеется). Не нужно обращать на это внимания, нужно еще доработать, добавить детали, и все в итоге получится.
- Как относится к вашей творческой деятельности ваша вторая половинка, ваша семья и друзья?
Сейчас уже все поддерживают. Даже мой папа, который обычно критикует все, недавно оценил мою картину! Но родители не всегда меня поддерживали. Когда я работала на «нормальной работе», все очень настороженно относились к моим творческим хобби, потому что «есть нормальная работа, а есть вот это черти что». И они боялись, что это «черти что» вскружит мне голову, я брошу нормальную работу и умру с голоду где-нибудь под забором (смеется).
Продолжение - Часть 3. Ещё 8 творческих вопросов от души!