Интервью для Doodle&Sketch - часть 1. Начало пути, продвижение и развитие

 

Doodle&Sketch - это крутой проект питерской команды - видео-уроки по рисованию в комплекте с художественными материалами от лучших художников. В апреле прошлого года меня пригласили стать художником месяца и взяли у меня интервью, в котором я, кажется, рассказала всю свою жизнь, секреты и художественные советы. 

 

Публикую его здесь в нескольких частях - а оригинал можно почитать на сайте проекта -  https://doodleandsketch.com/olga-guseva

 

 

Часть 1. Как начинался творческий путь (и чем он продолжился). Открытие студии, продвижение и развитие 

Часть 2. Про рисование. Материалы, секреты и советы.

Часть 3. Ещё 8 творческих вопросов от души!

 

- Ольга, расскажите, как вы начали свою творческую деятельность? Была ли точка отсчета?
 

Творческая деятельность началась, когда я ушла с должности аудитора и экономиста в декретный отпуск – 6 лет назад. Да-да, в прошлой жизни была вообще другим, не творческим человеком (смеется)! Тогда начинала увлекаться фотографией, и мне очень это нравилось. Также я читала вот такие вдохновляющие интервью, как вы у меня сейчас берете… Да это прямо судьбоносный момент сейчас происходит (смеется)! 

В общем, 6 лет назад творчество только становилось популярным, и фотография в частности. И вот я читала интервью людей, которые бросили скучную офисную работу и начали свое дело в творческой сфере. Такие они все счастливые были! Я читала их истории, завидовала им и мучалась, потому что для меня это было чем-то из разряда нереального.

 

- То есть еще 6 лет назад вы к творчеству не имели отношения?
 

Не то, чтобы прямо не имела. Никогда серьезно им не занималась - только увлекалась. Я, например, делала кукол, любила фотографию. Но творчество всегда было только хобби. 

У меня есть такая особенность: если что-то мне нравится, то я очень увлеченно и глубоко в это закапываюсь и быстро учусь. Когда я начала делать кукол, то перерыла все форумы и за короткий промежуток времени изучила все вдоль и поперек, поучаствовала в выставке, и все… потом уже появилось какое-то новое увлечение. И всегда хобби у меня шло отдельно от основной деятельности. Никогда я не думала, что какое-то творческое занятие может быть моей работой. 

Потом у меня родился сын, и в какой-то момент я увидела, что есть люди, которые занимаются семейной фотографией. И в моей голове загорелась лампочка! Я подумала: «Вау! У меня есть ребенок, и я хочу его фотографировать, но не знаю, как красиво это сделать. Есть люди, которые занимаются этим профессионально. Мне это интересно. Мне это важно. Я это могу». И все, все сложилось! Я начала активно учиться, впитывать эту сферу и все навыки в себя, как губка. И через какое-то время это стало приносить доход. Все происходило в период декретного отпуска. Где-то два года я бесплатно снимала детей, семьи своих друзей и друзей их друзей. Потом по сарафанному радио со мной начали связываться, и я уже начала снимать за деньги.

 

- Как вы учились фотографии?
 

Когда я только купила фотоаппарат, то пошла на базовые курсы по фотографии. А после этого следила за творчеством тех фотографов, которые мне нравились, посещала их мастер-классы. Старалась учиться везде, куда могла дотянуться. Так постепенно, как пазл из кусочков, сложилась полная картина.

 

- Как вы совмещали уход за ребенком и фотографию?
 

Очень сложно! Особенно первые два года. Я смотрела на аккаунты людей в Инстаграм, у которых по три бизнеса, пятеро детей, собаки, кошки, они всегда с маникюром и счастливым взглядом. Это не все правда, мне кажется (смеется)! Мы никогда не знаем, что там за кулисами происходит на самом деле. Что-то у этих людей точно на аутсорсе: или дети живут у бабушек, или бизнесом управляет наемный человек, или что-то еще. 

Конечно, я знаю людей, которые могут спать по 5 часов и хорошо себя чувствовать. Но… В общем, всегда есть что-то, о чем нам не говорят. Какие-то жертвы, на которые идут эти люди, чтобы добиться успеха. А мы пытаемся применить на себя их картинку жизни и расстраиваемся, что выглядим по сравнению с ними, как неудачники. 

В общем, я тоже пыталась все совместить, и это было очень трудно. А потом я спросила совета у одной женщины, которую считала авторитетом. Она написала мне ответное письмо, и оно освободило меня от всех сомнений! Она сказала: «Оля, если ты будешь пытаться сделать все и сразу, это очень плохо кончится для тебя. Нужно немного снизить требования». И этот, казалось бы, простой совет очень мне помог! Я нашла домашний садик, куда можно было водить ребенка и, таким образом, освободила себе 6 часов в день. Я перестала пытаться одновременно одной рукой играть с ребенком, а другой писать письма и обрабатывать фотографии. Это нужно разделять. Это важно.

 

-И вы уже вплотную занялись фотографией, верно?

 

Да, верно. И начала воспринимать это уже как свою работу. И когда у меня кончился декретный отпуск, я уволилась со своей старой работы. Это было непростое решение. И вот уже 4 года я принадлежу сама себе.

А в какой момент в вашу жизнь вошла акварель?
Где-то в то же время, 4 года назад, я видимо настолько устала от постоянного нахождения с ребенком и всех дел, что выпросилась у семьи съездить на неделю в отпуск к подруге в Финляндию. Одна! Без ребенка, без мужа, без всех! И это была просто фантастика! Лучшая неделя в моей жизни (смеется)! 

Там, гуляя по городу, я зашла в художественный магазин. Просто так. И вот в том художественном магазине в Финляндии, в который я зашла, чтобы купить какой-нибудь блокнотик, я и увидела походный набор акварельных красок Van Gogh в кюветах с кисточкой. Акварель я на тот момент не любила, она казалась мне бледной краской, в отличие от масла, например. Но эти краски были такие яркие и аппетитные, похожие на конфетки, что я решила: «Ну и что, что я не умею рисовать! А мне очень нравится! И по распродаже эта коробочка стоит всего 10 евро! Куплю!» И я купила. Принесла домой, попыталась что-то нарисовать. И… ничего у меня, конечно, не получилось с первого раза (смеется).

 

 

 

 

- Кто же все-таки помог вам полюбить акварель?
 

Когда я вернулась в Москву, подруга предложила мне сходить на базовые онлайн курсы по акварели от Марины Трушниковой. Это были очень живые курсы в режиме реального времени. Все собирались в видеочате в определенный день и час, Марина рассказывала теорию, потом давала нам ссылку на заранее снятое свое видео с подробной практикой. Мы смотрели видео, выполняли упражнение и потом возвращались в чат для обсуждения. После урока выкладывали свои работы на форум, и Марина их подробно комментировала. Это была такая атмосфера! 150-200 человек со всего мира рисуют и общаются друг с другом. Ты как будто находишься среди единомышленников! Это очень укрепляет веру в то, что ты – можешь! 

А потом с Мариной Трушниковой мы поехали в арт-путешествие во Францию. И это было невероятно! Все говорили только про рисование: утром все обсуждали, кто что нарисовал за вечер, вечером все собирались тоже для обсуждений и дорисовать то, что за день не успели!

Вспомните первую нарисованную вами картину в вашем стиле?
Наверное, это картина с высоткой на Фрунзенской набережной. В тот период мне нравилась техника быстрого скетча: живые линии чернилами плюс яркие пятна акварелью. Я пошла за компанию с художниками на пленэр: все рисовали серьезно, маслом на холсте, а я по-быстрому нарисовала рисунок ручкой-линером и добавила цветных пятен так, чтобы они легли непредсказуемо, и цвета перетекали один в другой. Добавила брызг и пошла посмотреть, что рисуют другие. Дул сильный ветер, и, пока я ходила, стакан с грязной водой опрокинулся прямо на мой рисунок Но это его не испортило, а, наоборот, добавило живости (ну, как мне кажется). Такой мой стиль - в сотрудничестве со стихиями.

 

- Как вы пришли к городскому скетчу?
 

Я очень люблю города за их динамику, изменчивость и живость. На каждом углу постоянно что-то происходит! Вообще, первые городские скетчи я попробовала нарисовать как раз в том арт-путешествии во Франции. И там же я поняла, насколько это отличается от нашего стандартного подхода, когда в поездке мы просто фотографируем вид и идем дальше. Когда ты рисуешь скетч, ты тщательно выбираешь ракурс, сидишь на одном месте 15-20 минут и в итоге впитываешь в себя не просто картинку, а всю жизнь этого места: запахи, звуки, людей, события. 

И после путешествия, уже дома, ты открываешь этот скетчбук со своими зарисовками, и тебя просто накрывает волна ярких и сочных воспоминаний! Это не сравнится ни с какими фотографиями (смеется).

 

- В какой момент рисование стало занимать весомую часть вашей жизни?

 

Я всегда рисовала для себя и никогда не расценивала это, как работу или что-то серьезное. Думаю, именно это мне и помогло. В фотографии, например, мне было сложно показать свои работы, получить критику. Это был так называемый «комплекс самозванца»: да кто я такая, я же самоучка, наверное, мои работы недостаточно хороши, а я-то себя называю профессионалом, это моя работа и так далее… 


А вот рисование я никогда не считала своей работой и всегда говорила: «Я же вообще рисовать не умею, так, для себя что-то малюю и все!» Если мне говорили, что нарисовано плохо, я это не воспринимала близко к сердцу, так как просто любила и люблю сам процесс рисования (смеется). Не было страха критики, хотя обычно я ее болезненно воспринимаю.

 

 

ПРО СТУДИЮ ИЮНЬ

 

- В какой момент создалась ваша студия?
 

Студия JuneStudio больше ориентирована на фотографию. Когда я её создавала, я хотела развивать совершенно новое направление портретной фотографии в стиле журнального бьюти, но для простых людей, не моделей. Идея была в том, что вы можете прийти и сделать себе классный портрет, как в журнале. Есть визажист, парикмахер, платья, фотограф, который расскажет, как позировать. И гарантированно получатся прекрасные портреты, которые вы будете любить и ценить всю жизнь. Но, в том числе, мне хотелось иметь пространство для проведения лекций, мастер-классов и разных интересных событий. Такая мечта о своей мастерской есть, наверное, у любого творческого человека. 

У меня был тогда период в жизни, когда я находилась в некоторой тоске, и не знала, куда двигаться дальше. И я стала, как в книге Дж. Камерон «Путь Художника», писать утренние страницы. Это техника, когда каждое утро нужно вставать и писать три страницы текста. Именно те мысли, которые крутятся в вашей голове в данный момент. Главное, не контролировать этот бессвязный поток сознания. Идея в том, что рано или поздно вы выплесните весь накопившийся в голове мусор и найдете ответы на все свои вопросы, потому что они уже есть внутри вас. 

В утренних страницах у меня обычно первая страница - это жалобы на жизнь, а дальше уже откуда-то появляются желания. Там, на второй странице, я первый раз и написала желание иметь свою студию, чтобы все в ней было мое, и чтобы я могла приглашать туда художников-акварелистов и подсматривать за тем, как они рисуют и дают мастер-классы (смеется)! И третья страница – это были уже предположения, как эту студию организовать. И в какой-то момент, в конце третьей страницы, у меня образовалась посчитанная сумма аренды, которую я готова была бы заплатить, чтобы открыть свою студию. Но это еще не вся история! 

За месяц до этого я была на курсах по fashion-иллюстрации в Доме Художника, где на первом этаже висели объявления об аренде. Я тогда просто их сфотографировала без какой-то особой цели. И вот, спустя месяц, решила позвонить. Каково же было мое удивление, когда по одному из объявлений мне называют именно ту сумму аренды, которую я написала в своих утренних страницах (смеется)! 

Это был очень страшный момент! Пути назад уже не было. Когда жизнь тебе дает такую возможность, отказываться уже нельзя. И я решилась.

 

- Как вы продвигали свою студию? Сразу ли удалось выйти на окупаемость?
 

Студия, как место, выросла из дела, которым я уже занималась до этого, она не была чем-то созданным совсем из ничего. Поэтому я продолжила продвигать свою работу фотографа уже в новом месте, плюс стала сдавать студию в аренду для других мероприятий. 

Я использовала только свои сбережения без кредитов и заемных средств, а они были невелики, и половина сразу же ушла на ремонт. Поэтому вопрос окупаемости стоял очень остро, другого выхода просто не было. Подруга как-то спросила меня: «Оля, у тебя же есть бизнес-план?» Я тогда ответила: «Да, мне хватит денег на три месяца аренды!». Ни в коем случае не горжусь этим, это не очень-то правильно. И именно из-за отсутствия продуманного бизнес-плана большинство проектов закрываются в первый год. 

Я разместила студию на нескольких порталах по аренде, стала приглашать интересных художников и организовывать мастер-классы, а главное - снимать портретные бьюти-фотосессии уже в своем пространстве. Примерно за полгода вложения окупились, но и по сей день студия не является источником пассивного дохода - работать нужно постоянно и много.

 

- Как вы сами начали проводить мастер-классы?
 

Я выкладывала свои картины в Фейсбук и в Инстаграм. В какой-то момент люди сами начали просить меня показать, как я рисую, и провести мастер-класс. Студия на тот момент уже работала, так что это было несложно организовать. Мне и самой было интересно попробовать объяснить свой подход в рисовании. 

Чтобы провести мастер-класс, нужно самому понять механизм и логику, согласно которой ты творишь. Человеку нужно не просто на мастер-классе повторять за художником, а именно понять суть и технику. В противном случае он нарисует за художником картину, уйдет довольный, а повторить это уже не сможет. Эффективность такого обучения очень низкая. 

Первым мастер-классом был «интенсив» по акварели. Основные базовые приемы. Потом пошли уже тематические мастер-классы - цветы, море, пейзажи… Вообще мастер-классы я провожу не так часто, организация не так проста, как кажется. Плюс это эмоционально очень затратно – выкладываешься целиком. Зато много мастер-классов других художников проходят в студии JuneStudio.

 

- Продвигаете ли вы как-то свое творчество?
 

В основном через соцсети - я показываю свой процесс, рассказываю про вдохновение, выкладываю готовые работы - часто их сразу же покупают. Но если говорить про рекламу и серьезное продвижение, то больше я продвигаю студию JuneStudio в целом.

 

- Как вы думаете, соответствует ли популярность художника в Инстаграм его реальной успешности?
 

Тут надо понимать, что подразумевается под успешностью. Но, если в общих чертах, то популярность в Инстаграм скорее обманчива. Я знаю много невероятных художников, которых вообще нет в этой соцсети. 

В Инстаграм на количество подписчиков влияет много посторонних факторов, не относящихся к навыкам живописи: кто-то хорошо общается с подписчиками, кто-то знает еще какие-то действенные методы. У художников, которые проводят какие-то обучающие вещи в Инстаграм, конечно, больше подписчиков. Но это не всегда коррелирует с тем, насколько художник хорош сам по себе, как творец.

 

- Сейчас для художника мало просто хорошо рисовать, нужно еще уметь себя «продать». Какое ваше мнение?

 

Безусловно! Художник и его картины – это такой же товар на рынке, как и любые другие. И законы действуют похожие. Картина должен быть чем-то привлекательна для аудитории. И часто самое интересное для людей – это история. Я могу увидеть картину, и она меня не зацепит, а могу прочитать её историю и посмотрю на нее совершенно по-другому.

 

- Есть ли у вас картины с историей?
 

Думаю, самое интересное, это история серии моих картин про китов. Мы с группой были в арт-путешествии в Норвегии и поехали на китовое сафари. И меня настолько потрясло и поразило это зрелище! Огромный кашалот практически рядом с тобой! 
Когда я вернулась, мне стали сниться и видеться картины про китов, где кит выступал символом чего-то подсознательного, практически символом чистого творчества. И действительно, иногда кажется, что это творчество внутри тебя имеет огромный потенциал, и оно намного больше, чем ты можешь себе представить – такое же большое, как кит. И ты должен выпустить его наружу, реализовать его, иначе этот огромный кит просто разорвет тебя изнутри. Эти мысли сложились у меня в серию картин с китами.

 

 

Продолжение читайте тут -

Часть 2. Про рисование. Материалы, секреты и советы.

Часть 3. Ещё 8 творческих вопросов от души!

 

 

 

Опубликовано: 7 апр 2016